Паломничество по Италии: с севера на юг

Дорогие паломники!
Можем помочь вам в организации паломнических программ по Риму и Италии в сопровождении профессиональных православных гидов (В Риме — священнослужитель). По всем вопросам можете написать письмо на электронную почту или связаться по телефону: +39.333.222.13.89.


Турин

Турин — четвертый по величине город Италии — расположен у слияния рек Дора-Рипария и По. Турин стал принимать свой облик, когда в 1563 г. правящая Савойская династия решила перенести в этот город столицу герцогства из французского Шамбери.
Современый Турин – это красивый город с прямыми проспектами и улицами, ярким центром города, многочисленными площадями и парками, изысканными дворцами, музеями и церквями.

Первомучениками Турина являются святые III в. – Оттавий, Аввентор и Солутор (Ottavio, Avventore e Solutore). Первым епископом города был святитель Максим, епископ Туринский (V в.).

Кафедральный собор cвятого Иоанна Крестителя хранит дорогую православному сердцу святыню – Плащаницу Господа Иисуса Христа.

Кафедральный собор cвятого Иоанна Крестителя – Cattedrale Metropolitana di San Giovanni Battista

(Via XX Settembre, 87)

Святой Иоанн Креститель является духовным покровителем Турина, и потому кафедральный собор города посвящен этому святому. В этом соборе хранится общехристианская святыня – Туринская плащаница.

Туринская плащаница является погребальным саваном Христа и представляет собой льняную ткань 442 см х 113 см. Первые упоминания о ней появились в 544 г. в Эдессе. Затем долгое время Плащаница сохранялась в Константинополе во Влахернском храме Божией Матери. По пятницам, в день воспоминания распятия Господа нашего Иисуса Христа, Плащаницу выносили для поклонения верующим. В 1204 г. крестоносцы вторглись в Константинополь и увезли святыню в Европу. Долгое время Плащаница находилась во Франции в маленьком городке Лирей, но в 1453 г. была продана королю Людивику Савойскому. В Шамбери в 1532 г. Плащаница пострадала от пожара, последствия которого видны на ткани. В 1578 г. она была перевезена в Турин.
С 1694 г. Плащаница сохраняется в кафедральном соборе в капелле святой Плащеницы, обустроенной специально для ее хранения. До 1983 г. Плащаница находилась в собственности савойских королей, а в 1983 г. после смерти короля Умберто II была по завещанию передана Церкви и с этого времени сохраняется под протекторатом архиепископа г. Турина.

Церковь Божией Матери «Аузилиатриче» — Помощницы – Basilica di Santa Maria Ausiliatrice

(Piazza Maria Ausiliatrice, 9. Открыта:
14.00-19.00)

В церкви Божией Матери «Помощница» находится капелла Реликвий, в которой собраны частички мощей многих святых со всего мира. Капелла расположена в нижней части храма с правой стороны от входа. Капелла была освящена 14 сентября 1934 г. по случаю передачи в дар этой церкви святых реликвий, собранных почитателем святых, прихожанином церкви Микелем Бертом (Michele Bert). Устроена капелла в виде креста. В первом пределе справа престол Божией Матери. В этом пределе находятся две раки. В одной почивают частицы мощей покровителей города Турина – святого Крестителя Господня Иоанна, святых мучеников Фиваидского легиона и святителя Максима, епископа Туринского. В другой раке почивают мощи святых римских пап.

По всей капелле стоят множество престолов с мощами святых, разделенных на большие группы. С левой стороны от входа в капеллу находится календарь-мощевик с мощами святых, память которых Церковь празднует в каждый день года.
В главном престоле сохраняется большая часть древа от Креста Господня размером 17 на 10 см.


Генуя

Генуя является одним из крупнейших морских портов Европы, который простирается по побережью Генуэзского залива на 20 км. Первыми епископами Генуи были святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе почитается святой Эспедито. Жители Генуи, следуя примеру венецианцев и барийцев участвовали в крестовых походах, из которых с порабощенного мусульманами Востока привозили общехристианские святыни. Так в 1098 г. в Геную были привезены останки святого Иоанна Крестителя.

В 1327 г. святой Иоанн Креститель был провозглашен покровителем города вместе с влмч. Георгием Победоносцем и святым архидиаконом Лаврентием. В настоящее время праздник святого Иоанна Крестителя проходит в Генуе и по всей Лигурии в ночь с 23 на 24 июня, сопровождаемый фейерверками на суше и на море.

Кафедральный собор святого Лаврентия – Cattedrale di San Lorenzо

(Piazza San Lorenzo. Открыт:
09.00-12.00, 15.00-18.00)

Кафедральный собор святого мученика архидиакона Лаврентия был основан в IX в. В капелле св. Иоанна Предтечи находится рака с останками святого Иоанна Крестителя, помещенная внутрь престола этой капеллы.

Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя находится вход в музей кафедрального собора, где хранятся старинные реликварии с мощами святых и многие другие святыни.

Армянская церковь святого апостола Варфоломея – Chiesa di San Bartolomeo degli Armeni

(Piazza San Bartolomeo degli Armeni, 2. Открыта:
08.00-12-30, 16.00-19.00)

Церковь св. апостола Варфоломея была основана в 1308 г. армянскими монахами, бежавшими от турков из Южной Армении. Возможно эта церковь не была бы так известна верующим, если ли бы в 1362 г. генуэзский капитан Леонардо Монтальдо не привез бы в Геную из Константинополя ткань, почитающуюся как нерукотворный образ Христа. Являясь прихожанином армянской церкви, Монтальдо подарил священное изображение этому храму в 1384 г. С этого времени «Нерукотворный Образ» стал предметом особого почитания жителями Генуи и паломниками. В 1507 г. Святой Лик был увезен во Францию после захвата города французским королем Людовиком XII, но через несколько месяцев, после дипломатических переговоров, его вновь вернули на прежнее место.

Среди храмов Генуи следует отметить церковь святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана (Chiesa di Santi Cosma e Damiano. Piazza San Cosimo. Открыта: 09.00-12.00), в которой хранится часть черепа святого мученика Космы. Вцеркви святого первомученика и архидиакона Стефана (Chiesa di Santo Stefanо. Рiazza Santo Stefano. Открыта: 09.00-12.30, 15.30-18.00) в ризнице сохраняется честная рука сего святого.


Милан

Милан – древнее название города Инсубрия Медиоланум (Insubria Mediolanum), был основан в V в. до Р.Х., когда проживавшее там кельты были покорены римлянами. Можно представить как много он пережил за все это время, свидетелем скольких событий он оказался. Современный вид столицы Ломбардии носит отпечаток всех архитектурных стилей прошедших эпох.

Христианство в Медиолан пришло с проповедью святого апостола Варнавы, который основал здесь епископский престол. В период гонений здесь пострадали различные мученики за веру, среди которых святые Гервасий и Протасий, Назарий и Келсий. Рассвет церковной жизни города пришелся на IV столетие, когда епископом стал святой Амвросий (374-397). Большой ревнитель христианской веры, он основал много храмов и монастырей, занялся поиском мощей мучеников, произносил пламенные проповеди и строил крепкую христианскую общину города Медиолана. 
Современный вид города Милана украшают церкви и базилики, появившееся во время святительства святого Амвросия.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы – Il Duomo di Danta Maria Nascente

(Piazza Duomo, 16.
Открыт: 07.00-13.00, 16.00-19.00)

На месте древних церковных строений стоит Кафедральный собор, поражающий своим архитектурным великолепием. Под собором сохранились останки древней базилики IV в., посвященной св. мученице Фекле.
Нынешний собор был заложен в 1386 г. и завершен лишь в 1813 г.

Спустившись в крипту, расположенную под главным алтарем собора, можно поклониться реликвиям (одеждам) святых мучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена его епископского служения.
В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора.
В соборе сохраняется также один из гвоздей, которым пречистое тело Спасителя было пригвождено ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

Базилика святителя Амвросия Медиоланского – Basilica di Sant’Ambrogio

(Piazza S. Ambrogio, 15. Открыта:
07.30-12.30, 16.00-20.00)

Базилика на этом месте была сооружена епископом Амвросием в период с 379 по 386 гг. Базилика являлась первой из пяти храмов, основанных святым Амвросием. 19 января 386 г. базилика была освящена в честь святых мучеников, потому что стояла на месте их погребения. Среди них известны имена святых Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора. Здесь же после смерти святителя Амвросия в 397 г. было погребено его тело. В последующие века церковь достраивалась, приобретала новые архитектурные компоненты и украшалась изнутри. 
Под главным алтарем расположена крипта, в которой почивают мощи святителя Амвросия Медиоланского в окружении мучеников Гервасия и Протасия (I в.).

Церковь святого мученика Назария – Chiesa di San Nazzaro Maggiore

(Piazza S. Nazaro in Brolo, 5. Открыта:
08.00-12.30, 16.00-19.00)

Церковь святого мученика Назария была основана в 382-386 гг. святителем Амвросием Медиоланским и посвящена двенадцати апостолам, чьи частицы мощей сохранялись в храме, а в настоящий момент находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
В главном алтаре церкви стоит рака с мощами святого мученика Назария, пострадавшего в период Нероновых гонений на христиан.

Базилика святого Евсторгия – Basilica di Sant’Eustorgio

(Piazza S. Eustorgio, 1. Открыта:
07.45-12.30, 16.00-18,00)

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя т.н. останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем.

Каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма.

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.


Верона

Верона – один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит.

Православному паломнику этот город известен благодаря святителю Зенону Веронскому. В этом же городе стоит большой храм, посвященный святой великомученице Анастасии Узорешительнице.

Много других церквей, притягивающих своей неповторимой веронезской архитектурой и внутренним убранством. Это кафедральный собор; церковь святых Назария и Келсия, где находится рака святых мучеников Власия и Иулианы, церковь святого Иоанна в долине, в крипте которой находится рака с мощами святых апостолов Симона и Иуды. Церковь святых Сира и Ливерия интересна тем, что святой Сир был первым христианским священником Вероны, служившим в Римском театре, и другие церкви: собор святых апостолов, церковь святой равноапостольной царицы Елены, монастырь святого Георгия, церковь святой Троицы, монастырь Пресвятой Богородицы.

Базилика святого cвященномученика Зенона – Basilica San Zeno Maggiore

(Piazza S. Zeno, 2. Открыта: 08.30-13.00, 13.30-17.00)

Базилика на этом месте появилась уже в V-VI вв. В 807 г. в церковь были положены мощи святителя Зенона (ок.361-372), бывшего епископом г. Вероны и принявшего мученическую смерть от ариан. Честные останки святителя с течением времени были утеряны и вновь помещены в крипту базилики в 1838 г. по их обретении. Почивают святые мощи в хрустальной раке в главном престоле. Святитель одет в епископские одежды, а на его лике лежит серебряная маска.

В храме также почивают мощи мучеников Луцилла, Лупицилла и Крещенциана.

Базилика святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – Basilica di Sant’Anastasia

(Via Don Bassi, 2. Открыта: 08.30-12.30, 15.00-18.00)

На берегу реки Адидже возвышается базилика святой Анастасии. Это самый большой из всех храмов Вероны, является доказательством того, что память о святой Анастасия Узорешительницы, пострадавшей в Риме в 304 г., сохранялась и благоговейно почиталась христианами. До постройки данной базилики, на этом месте уже существовала церковь ее имени. Когда в 1290 г. доминиканские монахи начали строительство нового храма, они желали посвятить этот собор веронскому святому – мученику Петру, но жители продолжали упорно называть базилику именем святой великомученицы Анастасии.

Интерьер базилики богато украшен работами веронских мастеров. Главной достопримечательностью храма является фреска «Святой Георгий побеждает дракона», написанная веронским художником Антонио Пизано.

Церковь святого первомученика и архидиакона Стефана – Chiesa di Santo Stefano Protomartire

(Via Scaletta di S. Stefano, 2. Открыта: 08.30-12.30, 15.00-18.00)

Предполагают, что эта церковь служила городским собором с 412 по 750 гг. При этом храме христиане Вероны погребали своих первых епископов.

В церкви сохранилась статуя святого апостола Петра, выполненная в XIV веке Риджино ди Энрико. На стенах храма старинные фрески «Благовещение» и «Коронование Девы Марии». В одной из капелл хранятся останки младенцев, убиенных Иудейским царем Иродом после Рождения Христа.

Церковь святых Ферма и Рустика – Chiesa di San Fermo Maggiore

(Via Dogana, 2/A. Открыта: 08.30-12.30, 15.00-18.00)

Церковь посвящена святым мученикам Ферму и Рустику из Бергамо, которые пострадали за веру в Вероне в 304 г. 
На месте мученичества этих святых в V в. была основана базилика. Со временем храм достраивался и приобрел вид двухъярусной церкви, которая интересна своим смешением романского и готического стилей. Нижний храм построен в форме латинского креста. Его стены украшают старинные фрески IX-XIII вв. Верхняя церковь была построена над нижним храмом в XIII столетии. Этот храм называют сокровищницей веронского искусства. Многие знаменитые художники оставили здесь свои творения.

Мощи святых мучеников Ферма и Рустика почивают в главном престоле верхнего храма.


Болонья

Болонья – древний итальянский город. Христиане Болоньи чтят память святых мучеников Виталия и Агриколы, святого мученика Прокла, а также епископа Петрония, считающегося духовным покровителем города.

Управлять епископской кафедрой в Болонье святой Петроний начал в 432 г., после смерти епископа Феликса, и оставался епископом в этом городе до своей кончины в 450 г. Он восстановил город, который был разрушен императором Феодосием I за то, что болонезцы убили его ставленника. Святитель организовал в здесь крепкую христианскую общину. Епископ Петроний отличался чистотой жизни и монашеским воздержанием. В его управление церковью был построен болонезский Иерусалим – монастырь, носящий имя святого первомученика Стефана. Известно, что святитель Петроний не стал восстанавливать разрушенные крепостные стены Болоньи, сказав, что между верующими христианами не должно быть стен. После своей кончины епископ Болоньи был погребен в церкви святого Стефана, но затем его останки были перенесены в собор его имени, строительство которого началось 7 июня 1390 г.

Собор святого Петрония – Basilica di San Petronio

(Piazza Maggiore. Открыт:
09.00-12.30, 15.30-18.00)

Собор святого Петрония стоит в самом сердце города, на центральной площади Маджоре. Главная реликвия собора – мощи святителя Петрония – покровителя Болоньи. Католическая церковь отмечает память этого святого 4 октября. Святые мощи святителя находятся во второй капелле слева от главного входа. 
Собор святого Петрония пережил много событий, самое известное из которых – коронация императора Карла V. 
Собор хранит много святынь, в числе которых часть древа Креста Господня, останки младенцев, убиенных Иродом, части мощей святого Космы бессребреника, святителя Льва, папы Римского, святого великомученика Евстафия Плакиды, святой мученицы Агнии, святого апостола и евангелиста Матфея, святого мученика Лаврентия архидиакона, святого великомученика Пантелеимона. Эти святыни хранятся в богатых реликвариях, украшенных золотом и серебром. Реликварии находятся в ризнице собора и выставляются для поклонения в дни памяти святых.

Базилика Святого Стефана – Basilica di Santo Stefano

(Piazza Santo Stefano. Открыта:
08.00-12.30, 15.30-18.00)

Базилика является уникальной по параметрам и особой по своему значению. Шесть церквей соединены в единый монастырский комплекс. История их возведения растянулась на девятнадцать столетий.
Епископ Петроний в IV в. организовал христианский монастырь на месте языческого храма египетской богини Изиды. Отсюда началась история знаменитой базилики. Когда арабы завоевали земли Средиземного моря и закрыли проход в Иерусалим, христиане стали строить монастыри, куда верующие могли бы беспрепятственно совершать паломничества. Таким «духовным Иерусалимом» для европейских паломников стал этот монастырский комплекс, позднее получивший имя в честь святого первомученика и архидиакона Стефана. С VIII в. монастырь стал принадлежать монахам-бенедитинцам, которые до настоящего времени хранят его историю.

Состоит монастырский комплекс святого Стефана из следующих церквей: 
1. Храм Креста Господня;
2. Крипта;
3. Храм Гроба Господня; 4. Храм святых мучеников Виталия и Агриколы; 5. Храм святых мучеников; 6. Церковь Пресвятой Богородицы.

Вход в Базилику начинается с Храма Креста Господня, который был возведен в XIV в. и сохранил в себе все черты сурового Средневековья. В глубине зала открывается взору высокая лестница, ведущая к алтарю. Лестница эта как бы является образом той, по которой Христос восходил на суд к Пилату. Над лестницей нависает Крест с распятым Христом, произведение художника Simone de Crocifissi (1380г.).
Спустившись по одной из маленьких лесенок вниз паломник попадает в маленькое темное помещение, разделенное на пять нефов. Это крипта – образец протороманской архитектуры. В глубине крипты на мраморном алтаре водружена рака святых мучеников Виталия и Агриколы. По двум сторонам алтаря – фрески, изображающие сцены истязания этих святых мучеников за Христа. Мощи святых мучеников Виталия и Агриколы в 2004 г. были перенесены в кафедральный собор города.
Вернувшись обратно в Храм Креста Господня паломник должен повернуть направо, чтобы оказаться в церкви Гроба Господня. Этот храм называют «древним сердцем христианской Болоньи». После своей кончины здесь был погребен епископ Петроний (450 г.), но затем его мощи были перенесены в собор, названный его именем. Пройдя через храм Гроба Господня, паломник оказывается в церкви святых мучеников Виталия и Агриколы. Это самая старейшая из всех церквей в монастыре святого Стефана. На этом месте когда-то и находилось языческое капище, на котором возник христианский храм.
На месте алтаря возвышается саркофаг святого Агриколы. С правой стороны у стены стоит крест, напоминающий верующим о распятии Спасителя и о мученической смерти на кресте святого Агриколы.
О святых болонезских мучениках известно следующее: Виталий был слугой Агриколы. Оба были христианами и пострадали во времена правления императора Диоклетиана (304 г.). Их мощи были обретены миланским епископом Амвросием в 393 г.

От храма Гроба Господня открывается выход во «Двор Пилата». Во дворе стоит мраморная водосвятная чаша (VIII в.). Под портиками расположены захоронения и капеллы. Одно из захоронений принадлежит святой Иулиане – богатой вдове, которая пожертвовала много средств на строительство монастыря святого Стефана. Из Двора Пилата паломник попадаем в храм святых Мучеников. Строительство этой церкви относится ко времени императора Константина.
Монастырский дворик, следующий после Дворика Пилата, исполнен в романском стиле и аркады двойных колонн окружают его по периметру. В центре возвышается каменный колодец. Далее паломник может направиться в монастырский музей, откуда попадет в церковь Покрова Пресвятой Богородицы /Chiesa della Benda della Madonna/, которая прилегает к комнатам музея. Самая важная реликвия этой церкви – Святая Святых /Sancta Santorum/, где хранятся древние реликвии болонезского Иерусалима. Среди них узкая полоска из ткани – «Бенда», которую носила Пресвятая Богородица. Еврейские женщины носили бенду (узкую полоску белой ткани) на голове под покрывалом. Она обрамляла голову от лба до затылка.

Часовня Святого Луки – Santuario di San Luca

(Salita di San Luca. Открыта:
08.00-12.30, 15.30-19.00)

Строительство, стоящей на высокой горе, часовни-святилища Святого апостола Луки было осуществлено жителями Болоньи. Портик, который тянется на протяжении трех с половиной километров, ведет на вершину холма, где стоит часовня. Главная святыня святилища – древняя чудотворная икона Божией Матери, считающаяся списком с иконы, написанной евангелистом Лукой.

Икона Божией Матери хранится в главном алтаре храма и скрыта в золотом окладе за стеклом.
За все время своего пребывания в Болонье по молитвам у этой иконы было совершено много чудотворений. Каждый год икону Божией Матери проносят крестным ходом вниз в кафедральный собор, где она остается на одну неделю. В это время поклониться ей приходят почти все жители Болоньи.

Базилика Святого апостола Петра – Basilica di San Pietro

(Piazza Galvani, 5. Открыта:
09.00-12.30, 15.30-18.00)

Кафедральный собор города Болоньи стоит на самой оживленной улице, растянувшейся от вокзала до центра города. Первый кафедральный храм Болоньи находился вне городских стен и просуществовал до 906 г. После его разрушения решено было новый собор основать внутри городских границ, чтобы таким образом защитить его от варварских набегов. Новый собор начали возводить в промежуток между X и XI вв. на месте древних христианских сооружений VI в. В 1184 г. новый собор был торжественно освящен Римским папой Луцием III.

4 ноября 2004 г. в крипту собора были перенесены из базилики священномученика Стефана мощи первомучеников болонезских Виталия и Агриколы.

С правой стороны от входа в собор находится капелла, в которой хранится список с иконы Владимирской Божией Матери, подаренный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Церковь святого мученика Прокла – Chiesa di San Procolo

(Via Massimo D’Azeglio, 52. Открыта:
09.00-12.30, 15.30-18.00)

Церковь святого Прокла была возведена монахами-бенедиктинцами в XI в. на месте более древнего христианского сооружения.

В церкви святого мученика Прокла почивают честные мощи этого святого. Святой Прокл был болонезским солдатом, который проповедовал Евангелие в среде язычников. Префект города по имени Марино замыслил убить проповедника чуждой ему религии. По обвинению префекта Марино святой Прокл был приговарен к смертной казни через усечение главы. Событие это произошло в 304 г. Над местом погребения святого вскоре была построена церковь.


Равенна

Равенна была основана задолго до Рождества Христова. Первыми жителями города были древние греки. Позднее городом завладел Рим и Равенна, отделенная от суши болотами и одновременно имевшая выход к открытому морю, стала представлять собой стратегический бастион важного значения. Император Октавиан Август, который желал обеспечить лучшую защиту Адриатики и Ближнего Востока, сделал Равенну базой для флота, состоявшего из 250 кораблей. Известный порт в Классах возник в 4х км от города. В настоящее время в Классах стоит храм священномученика Апполинария, епископа Равенны.

В начале V в. император Гонорий перенес столицу Западной Империи из Милана в Равенну. В 476 г. в сосновой роще в Классах завершилась история Римской империи. В это время Равенну завоевал вождь остготов Теодорих, построивший в городе несколько храмов.

В 540-м году город перешел в руки византийцев.

Базилика святого апостола и евангелиста Иоанна – Basilica di San Giovanni Evangelista

(Viale Farini. Открыта:
08.00-18.00)

Базилика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова является самой первой церковью в Равенне. Построена она была императрицей Галлой Плачидой в благодарность об избавлении от кораблекрушения в 424 г., когда императрица плыла из Константинополя в Равенну.
С V по XVI вв. базилику украшали мозаики, рассказывающие о спасении корабля, на котором плыла Галла Плачида со своими детьми. На мозаиках были изображены почти все представители императорского рода, правившего Византией. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов изображался как помощник в спасении от неминуемой гибели в море. Но в XVI в. все мозаики были уничтожены.

С левой стороны от главного алтаря находится придел, в котором находится древняя икона Божией Матери Млекопитательница.

Базилика Новая Святого Аполлинария – Basilica di San Apollinare Nuovo

(Via Roma. Открыта:
09.00-17.00)

Церковь была основана королем Теодорихом в 493 г. и освящена в честь Спасителя в 526 г.. После того, как храм перешел в руки византийцев (556-565), он был перепосвящен святителю Мартину, епископу Турскому, преследовавшего еретиков-ариан и бывшим их лютым врагом. Но к IX в. имя святителя Мартина пришло в забвение. В эту церковь были перенесены мощи святого Аполлинария, епископа Равенны, и с тех пор церковь стали называть его именем.

Внутреннее убранство храма содержит три ряда мозаичных работ, расположившихся по всему периметру храма: от атриума до алтаря. 
Самый верхний ряд – изображение сцен из земной жизни Спасителя.

Средний ряд, расположившийся на высоте оконных проемов, изображает ветхозаветных пророков.

Нижний ряд именуется мученическим. С правой стороны изображены святые мученики, а с левой святые мученицы. Такое расположение отражает древнюю традицию: женщины стояли в храме отдельно от мужчин. Все святые держат в руках мученические венцы. Ряд венчает Господь Иисус Христос на троне в окружении четырех ангелов. За мученицами следует изображение трех волхвов, которые приносят дары рожденному Богу. Ряд заканчивается изображением Пресвятой Богородицы на троне с младенцем Иисусом.

Церковь Святого Духа и Крещальня ариан – Chiesa dello Santo Spirito е Battistero degli Ariani

(Via degli Ariani. Открыта:
09.00-17.00)

Когда-то арианский собор, посвященный Воскресению Христову, и в последствии переименованный в храм святого Феодора Тирона, мученика из Амасеи, в следующую эпоху стал церковью во имя Святого Духа.

Возле церкви стоит баптистерий ариан, купол которого украшен в византийскую эпоху прекрасной мозаикой с изображением Крещения Господа Иисуса Христа святым Иоанном Крестителем.

По кругу Крещения Господня – изображения двенадцати апостолов, которые несут в руках мученические венцы. Исключение составляют святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Петр держит ключи от дверей Рая, а Павел свиток с письменами. Оба апостола повернуты к кафедре, над которой возвышается Крест Господень, символизируя собой Главу Церкви – Христа.
По центру баптистерия видно место, где стояла большая чаша для погружения в воду, ведь основная цель его возведения — совершение таинства Крещения.

Кафедральный собор и Крещальня православных – Duomo e Battistero Neoniano o Degli Ortodossi

(Piazza Duomo. Открыты:
09.00-17.00)

Кафедральный собор Равенны является строением XVIII в., возведенном на месте древней базилики Воскресения Христова. Древний храм, возведенный в начале V в. епископом Урсием, превосходил по величине все существующие храмы Равенны. От строений епископа Урсия сохранился лишь баптистерий.

Епископ Неон (451-475) украсил крещальню мозаиками и от имени этого епископа произошло современное название баптистерия. Ранее крещальня назвалась баптистерием православных.

В сравнении с баптистерием ариан этот баптистерий богато украшен поздними произведениями. Помимо старинных мозаик здесь присутствуют мраморные инкрустации и лепнина.

Мозаика купола перекликается сюжетом с мозаикой баптистерия ариан. В середине купола Крещение Господа Иисуса Христа Иоанном Крестителем, Святой Дух в виде голубя и персонификация реки Иорданн в облике мужчины, протягивающего полотенце.
Святые двенадцать апостолов, несущие в руках мученические венцы, обрамляют сцену Крещения.

Третий мозаичный ряд, следующий за апостольским, имеет большое символическое значение. Здесь изображены чередующиеся престол и кафедра: символы Бога и человека, двух естеств Иисуса Христа. Престол окружен двумя пустыми креслами, что символизирует уготовленные места для избранных в Царствии Небесном. Кафедра окружена деревьями – символами райского сада.

Посреди крещальни – большая купель для Таинства Крещения. У стены стоит престол для совершения богослужения и небольшая мраморная чаша.

Церковь святого мученика Виталия – Chiesa di San Vitale

(via Fiandrini. Открыта:
09.00-17.00)

Эта церковь всегда вызывала величайшее восхищение своей архитектурой и мозаичными произведениями. Строительство ее было начато во времена правления готов епископом Экклезием и завершено византийцами в 547 г. 
Необычайно красива внутренняя часть церкви, богато украшенная мозаиками на исторические и библейские сюжеты.

Арочный свод, отделяющий алтарь от центральной части храма украшен изображениями Спасителя, двенадцати апостолов и двух святых мучеников Гервасия и Протасия.

За арочным сводом, слева над колоннами – мозаика с изображением сцен из земной жизни святого праведного Авраама: Авраам принимает у себя в доме Божественную Троицу в виде трех Ангелов; Жертвоприношение Авраама. Еще выше изображен пророк Иеремия со свитком в руке, два Ангела, которые держат крест; священник Аарон с 12 коленами Израильскими и Моисей, готовящийся принять скрижали Завета. В верхней части изображены два апостола и евангелиста Лука и Иоанн Богослов. Рядом с ними стоят столики с перьями и чернильницами – орудия написания Святого Евангелия.

На правой стороне над колоннами изображение жертвоприношений Авеля и Мелхиседека. Над ними изображены: пророк Исаия; два летящих Ангела с крестом; Моисей, стерегущий стада своего свекра; Моисей, который видит Неопалимую купину. В верхней части изображены два апостола и евангелиста Марк и Матфей со своими символами льва и ангела, а у их ног изображены черепаха и цапля.

В центральной апсиде изображен Спаситель между ангелами, святым мучеником Виталием и епископом Экклезием. Спаситель передает святому Виталию мученический венец. Святитель Экклезий держит в руках храм, имеющий сходство с настоящей базиликой.

По бокам алтарной апсиды, по обеим сторонам оконных проемов, присутствуют два мозаичных изображения: слева – император Юстиниан со свитой и епископом Максимианом, справа – императрица Феодора со своими приближенными двора.
Свод апсиды украшен мозаикой, изображающей Агнца Божия, с обрамляющими его четырьмя ангелами.

Базилика священномученика Аполлинария в Классах – Basilica di S. Apollinare in Classe

(Добрать до храма можно автобусом, следующим от железнодорожного вокзала. Открыта: 09.00-17.00)

Базилика была освящена 9 мая 549 г. епископом Максимианом и построена на месте захоронения первого епископа Равенны – святого Аполлинария. Место погребения святителя находится в середине центрального нефа базилики и представляет собой мраморную плиту с постаментом.

В апсиде храма, относящейся к VI в., на зеленом фоне возвышается фигура святого Аполлинария, который поверх своей туники имеет ризу с изображенными на ней золотыми пчелами – символами красноречия. Первый Равенский епископ изображен здесь с воздетыми в молитве руками, с тем, чтобы Бог даровал Свою милость верующим, доверившимся его защите: паства святого Аполлинария изображена в виде двенадцати белых овец, собравшихся вокруг своего епископа. Все это иллюстрирует последние слова проповеди, которую читал святой Петр Хризолог в честь святого Аполлинария: «Ecce vivit, ecce ut bonus Pastor suo medio assistit in grege» – «Здесь стоит он, как добрый пастырь посреди своей паствы». Вверху, посреди золотого неба в круглом поле, украшенном драгоценными камнями, изображен византийский крест с греческой монограммой «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». По бокам большого круглого поля стоят фигуры Илии и Моисея, появляющиеся из облаков. Символически здесь изображено Преображение Господне на горе Фавор, в котором участвовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, представленные в образе трех белоснежных овец. В промежутках между окнами изображены фигуры последующих епископов Равенны: Северия, Экклезия, Урсия и Урсициния. По бокам апсиды справа изображены жертвы Авеля, Авраама и Мелхиседека, а слева император Константин IV Погонатос со своими братьями Ираклием и Тиберием.

>
Флоренция

Флоренция – город уникальный, получивший имя столицы Возрождения. Во многих церквях и соборах города сохранились живописные шедевры известнейших художников этой эпохи. «Чудо человеческого мастерства под открытым небом», – так называют этот город все приезжающие в него.

Исторический центр города украшен жемчужиной архитектуры: Собором Божией Матери /Santa Maria del Fiori/. Купол собора, спроектированный Брунеллески, является символом города.

Собор Божией Матери дель Фьори – Santa Maria del Fiori

(Открыт: пн.-сб. 10.00-17.00, вс. 13.00-17.00)

Собор Божией Матери возводился 140 лет и свои труды в него вкладывали такие известные зодчие как Джотто, Андреа Пизано и Брунеллески. В 1436 г. Римским папой Евгением IV собор был освящен и в нем начались богослужения. Собор был возведен на месте храма святой Репарты – палестинской мученицы III в. В соборе сохранились останки этой церкви.

Под главным алтарем собора в бронзовой урне покоятся мощи святителя Зиновия (San Zanobi) – первого епископа (417-429) города Флоренции.

В соборе сохраняется честная глава святителя Иоанна Златоустаго. Рядом с собором стоит великолепный восьмигранный баптистерий (крещальня).

Баптистерий (крещальня) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

На месте баптистерия стоял в древние века языческий храм Марсу. Христиане приспособили его под церковь где совершали таинство крещения. Позднее здание было перестроено. Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю, являющимся духовным покровителем Флоренции.

Церковь святого Лаврентия – Chiesa di San Lorenzo

(Borgo di San Lorenzo. Открыта: 07.00-12.00, 15.30-18.30)

Эта церковь считается самой древней в городе. Освящена она была святителем Амвросием Медиоланским в 393 г. В этом храме погребены почти все правители Флоренции начиная с Козимо Старшего и заканчивая герцогами Лотарингскими.

Церковь святого мученика Мины на горе – Basilica di San Miniato al Monte

(Viale Galileo Galilei. Открыта:
Лето: 08.00-12.00, 14.00-18.00)

Храм является лучшим образцом романской архитектуры в Тоскане. На месте этой церкви в IV в. стояла часовня. В 1018 г. епископ города решил построить здесь церковь, посвященную местночтимому мученику Мине. В алтаре церкви сохраняются мощи святого мученика Мины, который считается первым флорентийским святым. Родившись богатым, Мина вел беспутную жизнь, но затем приняв крещение, удалился в пещеру для упражнения в молитве. При императоре Декии был предан мученической смерти через усечения главы.


Лорето

Сантуарий Дома Пресвятой Богородицы – Santuario della Santa Casa

(Piazza della Madonna. Открыт:
07.00-20.00)

Город Лорето известен во всем мире тем, что здесь находится сантуарий, где сохраняется часть т.н. Дома Пресвятой Богородицы. Тот самый дом, где по преданию Пресвятая Дева получила благую весть от архангела Гавриила. После того, как Пресвятая Богородица закончила свой земной путь, дом, в котором проживало Святое Семейство в Назарете, размерами 9х4 метра, первые палестинские христиане стали использовать как церковь.

Прежде жилище Богородицы состояло из двух частей: подземного грота, который по сей день сохраняется в Назарете, и верхней части, сложенной из грубо отесанных камней, которая и оказалась в Лорето. В 1294 г. камни Святого дома были перенесены сначала в итальянский город Реканати, близ Анконы, а затем в Лорето. В настоящее время на основе археологоческих раскопок, документов, а также филологических и иконографических изысканий подтверждается, что камни, положенные в стены Святого дома, были привезены в Далмацию, а затем в Лорето семьей Комнинов-Ангелов (Angeli Comneno) – деспотов Эпира, древней страны в Северной Греции. Среди свадебных подарков дочери деспота Никифора Ангела своей дочери Тамаре названы «святые камни, взятые из дома нашей Госпожи Девы Матери Божией».

Сантуарий Дома Пресвятой Богородицы был обыстроен в 1469 г. для помещения туда Дома Пресвятой Богородицы, которая в настоящий момент является сердцем базилики. Интерьер базилики Дома Пресвятой Богородицы имеет форму латинского креста. По сторонам расположены 12 капелл, по числу апостолов. Каждая капелла украшена фресками.

Святой дом состоит из трех стен 3 метра высотой. Восточная стена, где находится алтарь, была открыта в сторону грота, который остался в Назарете. Выстроен Дом из назаретского камня, чему свидетельствуют исследования. На престоле стоит статуя Божией Матери очень похожая на икону «Прибавление ума». Эта статуя Девы Марии с младенцем была выполнена Леопольдо Челани в 1922 г. из ливанского кедра и является дубликатом Мадонны XIV в., которая погибла во время пожара.


Неаполь

Неаполь город большой и шумный, расположившийся на побережье Тирренского моря. Его история началась задолго до Рождества Христова, когда племена саннитов развязали войну с древнейшим городом Кума. В это время, а именно в 427 году до н.э. возник Неаполь, что означает с греческого «новый город». Множество событий, сменяющих одно другое, прошло с тех пор. Для православного паломника этот город является свидетелем активной православной жизни. Как и Рим, Неаполь сохраняет места древних захоронений – катакомбы, где христиане погребали своих усопших и молились об упокоении их душ. В Неаполе можно увидеть много храмов, украшенных поистине с южной щедростью.

Кафедральный собор Святого Ианнуария – Duomo

(Via Duomo. Открыт:
09.00-12.30, 16.00-19.00)

Собор был построен в XIII в. по повелению Карла II Анжуйского на месте древней раннехристианской базилики, которая является самой древней частью храма – капелла святой Реституты – и восходит к IV столетию. В последующие века собор не один раз перестраивался. 
С правой стороны от входа находится капелла сокровищ священномученика Ианнуария. Капелла украшена серебряными и золотыми скульптурами, которые создавали благодарные христиане после получения помощи от их небесного покровителя.

В соборе сохраняется кровь святого мученика Ианнуария, епископа г. Беневенто, которую христиане собрали на месте усечения главы святого в 305 г. И одним из чудес христианского мира является то, что кровь святого Ианнуария, дважды в год чудесным образом «вскипает» в запаянной колбе в руках неаполитанского архиепископа. Мощи священномученика Ианнуария почивают в керамической вазе в крипте собора.

Церковь Иисуса Новая – Chiesa del Gesu Nuovo

(Piazza VII Settembre. Открыта:
09.00-12.30, 16.00-19.00)

В этом храме хранятся честные мощи святых бессребреников Кира и Иоанна, пострадавших в диоклетиановы гонения, а также много мощей святых мучеников первых веков христианства. Церковь принадлежит ордену иезуитов. Имеет большую библиотеку и большие помещения для служителей церкви. Церковь была преобразована иезуитами на рубеже XVI-XVII вв. из ренессансного палаццо Сансеверино, от которого, собственно, и осталась необычная граненая облицовка фасада. Трехнефный интерьер церкви в форме греческого креста увенчан куполом, восстановленным после землетрясения 1688 г. 
Мощи святых бессребреников Кира и Иоанна сохраняются в капелле святого Кира с левой стороны от входа в храм.


Амальфи

Город Амальфи лежит там, где скалы врезаются в море и стоят отвесной стеной на всем протяжении амальфитано-позитанского побережья. Здесь всегда много туристов, приезжающих сюда чтобы полюбоваться красотами этого берега. Когда-то город Амальфи являлся центром Морской Республики и имел огромную власть на море. Амальфи поддерживал тесные связи с другими морскими державами и вел бойкую торговлю со странами Востока.

Кафедральный собор святого апостола Андрея Первозванного – Duomo

(Рiazza Duomo. Открыт:
летом 09.00-21.00;
зимой 10.00-17.00)

Жемчужиной города является кафедральный собор, архитектура которого включила в себя элементы византийского искусства. В крипте собора почивают мощи святого апостола Андрея Первозванного. История их нахождения в Амальфи следующая:
Святой апостол Андрей пострадал в городе Патры, где был распят за проповедь веры Христовой. В 357 г. мощи святого апостола были перенесены из Патр в Константинополь, но его глава оставалась в Патрах.
Во время византийского разорения 1203 г. крестоносцами, останки мощей святого апостола Андрея были похищены из храма святых апостолов в Константинополе. Петр из Капуи – кардинал Амальфитанской церкви, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами прибыл в Константинополь и взял из храма святых апостолов мощи святого апостола Андрея вместе с другими реликвиями и переправил в Амальфи, где они до настоящего времени и почивают в Кафедральном соборе.

Собор, стоящий почти у входа в город, очень красив внешне. Он был возведен в 987 г. Широкая лестница ведет вверх. Вход в собор осуществляется либо в определенные часы, когда проходят службы, либо по билетам во все остальное время. Посещение базилики, начинается с монастырского дворика, носящего название «Райского». Он был построен в 1266 г. с целью погребения здесь знатных горожан города. Остроконечные арки опираются на 120 мраморных колонн. По стенам стоят древние саркофаги разных эпох и стилей. К дворику прилегает колокольня, которая возводилась в период с 1180 по 1276 гг. Из «Райского дворика» паломник попадает в Базилику Распятия. Она является первым кафедральным собором города и построена в 833 г. В настоящее время в ней выставлены церковные сокровища, привезенные из Крестового похода на Константинополь. Среди них дискосы, иконы, реликварии для мощей, золотая и серебряная утварь.
Из базилики Распятия, спустившись вниз по лестнице, паломник попадает в крипту собора, где хранятся мощи святого апостола Андрея.


Cалерно

Салерно – небольшой прибрежный город. Для православных христиан Салерно – это место, где можно поклониться мощам святого апостола Матфея и святым преподобномученицам Фекле, Архелае и Сосанне. Честные мощи почивают в разных церквях, но посетить их труда не составит, потому что храмы, где они находятся, стоят на одной и той же улице.

Кафедральный собор святого апостола Матфея – Cattedrale di San Matteo

(Piazza Alfano I, 1. Открыт:
09.00-12.30, 15.30-19.00)

Собор был воздвигнут в 1081 г. по точной копии собора в Монтекассино. После землетрясения 1688 г. его перестроили. Вход в собор украшает византийская бронзовая дверь. Капеллы собора украшены в стиле барокко. По стенам расположились средневековые саркофаги. Алтарь украшен мозаикой, выполненной мастерами из Сицилии. В капелле сокровищ (cappella del Tesoro), которая находится за ризничной, находится много готических реликвариев, среди них десница святого апостола Матфея (braccio di San Matteo) и серебряная статуя святых Салернских мучеников (le statue d’argento dei SS. Martiri Salernitani).

В левой части храма находится лестница, ведущая в крипту. Здесь находится гробница святого апостола Матфея, а также придел с мощами святых мучеников города Салерно.

Среди Салернских святых: святитель города Ночеры Приск, святитель Салернский Валентиниан, священномученик Валентиниан пресвитер, святой мученик Роман, святой мученик Кионис, священномученик Елпидий епископ, священномученик Елпикий пресвитер, святой мученик Евгений, святой мученик Викентий, святой мученик Стефан, святая мученица Марина, святой мученик Оверин, святой мученик Овенчезий.

Мощи же святого апостола Матфея были привезены в Салерно лонгобардским принцем Жизульфом в 954 г., а положены в крипту в 1081 г., после освящения храма.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца – Chiesa di San Giorgio

(Via Duomo. Открыта:
10.00-12.30, 16.00-19.00)

Мощи святых преподобномучениц Феклы, Архелаиды и Сусанны, пострадавших в Диоклетиановы гонения (они были обезглавлены в г. Нола в 293 г.), находятся в церкви святого Георгия, раньше являвшейся монастырем. Кафедральный собор и монастырь святого Георгия расположились друг от друга всего в нескольких минутах ходьбы на одной и той же улице — via Duomo.

Монастырь святого великомученика Георгия теперь уже совсем не монастырь, а церковь.
Мощи святых преподобномучениц сохраняются в данный момент с левой стороны церкви под полом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *